Странная дискуссия развернулась, на мой взгляд. Хорошо ли поступает Генпрокуратура, запрещая «Майн Кампф». Ну хорошо, если «Майн Кампф» не запрещать, то есть ли вообще такие книги, которые запретить следует? И чем хуже те книги, которые уже внесли в черные списки?

Говорят, что запретный плод сладок и стоит сейчас запретить сочинение Гитлера, как все кинутся его читать. Но, во-первых, сладость этого плода уже вряд ли чем подсластишь. А во-вторых, «Майн Кампф» из чувства протеста, совмещенного с любопытством, не читают. Для этого нужна все-таки внутренняя потребность. И те, у кого она есть, либо прочли эту книгу, либо так или иначе ее прочтут, невзирая на запреты.

Говорят еще, что «Майн Кампф» – скучная, плохо написанная вещь и потому не слишком впечатляет даже нестойкие умы. Еще говорят, что те, кто состоят в крайне правых организациях, прекрасно обходятся без чтения – хоть Гитлера, хоть чего угодно. И, наконец, говорят о том, что запрет Книги (с большой буквы) кощунственен. Что, запрещая Книги, мы не сильно в этом отличаемся от нацистов. Мол, Книга… — это же Книга! Мысль нельзя запретить, ее можно только победить!

Насчет мысли – совершенно верно. Насчет неприкасаемости Книги как таковой – не согласен. Потому что не все то, что напечатано и снабжено обложкой, является литературой. Подавляющее большинство этой продукции – хлам, и ничего сакрального в ней нет. Запрещают же почему-то очевидно расистские или откровенно террористические вещи. А уж «Майн Кампф» – это символ Злой литературы. И как бы скучно и литературно скверно она не была написана, как бы не были безграмотны националисты, не нуждающиеся в трудах Гитлера для своей деятельности, – вопрос не в этом.

Вопрос в государственном отношении. Этот как со Сталиным. Граждане могут его любить или ненавидеть, ученые могут вести дискуссии. Можно вообще не иметь никакого мнения и быть безразличным. Но государство безразличным быть не может. Оно не может не иметь позиции по вопросам Добра и Зла. Гитлер – это Зло. И его главное сочинение – это один из атрибутов его Зла. Поэтому я считаю, что государство не должно позволять легального, публичного распространения такой книги.

Что же касается запрета на саму Идею как способа борьбы с ней, то здесь моя точка зрения такова. Люди должны знать, о чем написано в «Майн Кампф». Они должны знать, в чем состояли идеи Гитлера и фашизма. Потому что без этого знания не постичь весь ужас нацизма. Я не знаю, как это лучше сделать, но «Майн Кампф» должны начинать изучать еще в школе. В пересказе (непременно с цитатами), в хрестоматии, в виде тезисов – не знаю, пускай педагоги и историки придумывают. К этой книге должны иметь доступ ученые в библиотеках. Но ее нельзя продавать в магазинах в разделах «Мемуары», «Жизнь замечательных людей» или «Историческая литература», а то и вовсе вперемешку с Донцовой и Марининой. «Майн Кампф» нельзя продавать в ста метрах от могилы Неизвестного солдата, как это происходило долгие годы в Москве, где у музея Ленина на развалах лежал и Гитлер, и прочая сволочь. И это именно вопрос отношения государства. Изучать — изучайте, как сибирскую язву: в пробирке, в защитном халате и маске, в перчатках. Но выпускать сибирскую язву на вольный воздух нельзя.