На недавнем расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел РФ, в котором принял участие президент РФ Д. Медведев, обсуждались итоги работы органов внутренних дел в 2009 году. Однако основной акцент был сделан на стратегии развития МВД России. А чуть позже глава министерства Р. Нургалиев в своём радиоинтервью предложил гражданам помочь милиции «стать хорошей», то есть принять активное участие в подготовке нового закона «О милиции». Может ли сегодня милиция защитить простого человека от криминала и справиться с негативными явлениями внутри ведомства? Кому служит правоохранительная система — обществу или «господам положения»? На эти и некоторые другие вопросы нашего корреспондента отвечает член Комитета Госдумы РФ по безопасности полковник советской милиции, коммунист А. Куликов.

— На заседании особое внимание было уделено реформе ведомства. Насколько, на ваш взгляд, она способна будет оздоровить систему органов правопорядка?

— На коллегии был отмечен ряд существенных недостатков в деятельности МВД, но глубокого анализа состояния системы в целом всё-таки не было. Предложенные меры я бы назвал не просто косметическими, но, так сказать, лакирующими реальность.

Между тем реформирование МВД действительно назрело. Дело в том, что, впитав все «прелести» криминального капитализма с его идеологией наживы, девальвацией духовных, нравственных ценностей, отрицанием права, милиция превратилась в монстра, представляющего угрозу для общества.

Судебная система, правоохранительные органы оказались заложниками чудовищной по своему цинизму политики, проводимой властями. Статистика свидетельствует, что в органах внутренних дел процветают самые дикие преступления: заказные уголовные дела и аресты, незаконное привлечение к уголовной ответственности в том числе заведомо невиновных людей. По оценкам криминологов, до 250 тысяч человек ежегодно содержатся под арестом за преступления, которых они не совершали. Потоком на рабочие столы депутатов всех уровней ложатся материалы о рейдерских захватах, грабежах, совершаемых с участием сотрудников милиции, об издевательствах над задержанными. Почти пять тысяч работников МВД в 2009 году привлечены к уголовной ответственности. Но выявленные преступления — это только видимая часть айсберга. Словом, раковая опухоль коррупционности, пронизавшая всю систему власти сверху донизу, поразила и правоохранительную систему. Да и могло ли быть иначе?

С принятием закона об экстремизме и возложением на милицию обязанности борьбы с так называемыми экстремистскими проявлениями репрессивная активность МВД усилилась. Развернулась во всё более угрожающих масштабах охота на инакомыслящих. Борьба с оппозиционными российской власти политическими и общественными структурами, наступление на свободу слова, на право человека иметь свой взгляд на состояние Отечества, отличный от мнения господствующей элиты, приобретают характер репрессий. Только за последние годы более 150 молодых граждан России из числа членов оппозиционных общественных организаций приговорены к разным, в том числе и длительным, срокам лишения свободы.

Продолжается использование милиции для наведения «порядка» в период избирательных кампаний — по образу и подобию прошлогодней в Республике Марий Эл, где руководителем милицейского «наезда» на депутатов-коммунистов Государственной думы, намеревавшихся встретиться с избирателями, был начальник местной криминальной милиции. Необоснованные задержания граждан на избирательных участках, грубейшие нарушения законности в отношении доставленных в отделения местных органов внутренних дел, вплоть до избиения недовольных, — это уже примеры прошедшей 14 марта сего года избирательной кампании в ряде регионов. Вошёл в обычай массовый произвол работников МВД в отношении участников протестных демонстраций и митингов. КПРФ никогда не забудет факты гибели наших товарищей-коммунистов в Казани и Воронеже от рук «служителей закона» — нет им прощения. И удивляться тут нечему. Если заказ на проценты голосов, поданных за «партию власти», спускается сверху и чиновники расплачиваются должностями за его невыполнение, милиция, этим чиновникам подчинённая, превращается в инструмент беззакония.

Итак, стройной концепции «нового облика» системы нет. Желает ли руководство страны знать правду о реальном состоянии преступности в России и готово ли принять адекватные меры по её обузданию — тоже не вполне понятно.

Между тем по числу убийств мы вот уже 17 лет впереди всего цивилизованного мира: от 15 до 22 убийств (в разные годы) на сто тысяч населения. Это в десять раз (!) больше, чем в странах Евросоюза. При этом число обнаруженных трупов с признаками насильственной смерти в пять раз (!) превышает число зарегистрированных убийств. Более двух тысяч убийц ходят по нашей земле, не понеся справедливого возмездия. Почти половина зарегистрированных преступлений (1,309 миллиона) у нас не раскрывается. Почти 50 тысяч человек из неизвестно куда пропавших не разыскано. То есть эффективность деятельности правоохранительной системы страны не выдерживает никакой критики.

Приступая к реформе МВД, нельзя не учитывать того факта, что в постсоветские годы разрушена единая система социальной защиты милиционера, что повлияло на кадровый потенциал и отразилось на профессиональной деятельности всего ведомства. Работники МВД сегодня — наиболее обделенные в правоохранительной системе госслужащие. Пойдя по пути огульной монетизации, «партия власти» усложнила социальное самочувствие милиционеров и членов их семей. Лейтенанты, капитаны при выслуге в три—пять лет получают зарплату ниже средней по стране — около 12 тысяч рублей. А младшие чины и того меньше — около восьми. Смехотворное жалованье людям, работа которых, во-первых, подвергает их жизнь далеко не мнимым опасностям, да к тому же зачастую связана со множеством соблазнов со стороны хорошо обеспеченных и нечистых на руку деляг. Для сравнения: милиция в советский период 60-х—80-х годов, несмотря на чрезвычайно низкий по нынешним меркам уровень преступности, была обеспечена серьезной поддержкой государства. Зарплата молодого лейтенанта милиции позволяла без особого напряжения решать вопросы быта, обеспечения семьи, отдыха на курортах.

А ведь нынешние трудности с увеличением денежного содержания работников милиции явно надуманны. В закромах Минфина есть соответствующие средства. Дело лишь за политической волей руководства страны. Одними сокращениями личного состава проблему не решить — это явно ошибочный путь.

— Какие шаги предпринимает фракция КПРФ в Государственной думе, чтобы изменить ситуацию в МВД?

— Фракция в Государственной думе всех созывов неоднократно обращала внимание руководства государства на состояние законности, коррупцию в органах внутренних дел страны, на проблемы качества кадровой политики. Но никаких телодвижений по наведению порядка в МВД РФ не происходило.

Фракция постоянно требует от руководства страны принять комплексные меры по борьбе с преступностью, коррупцией, навести порядок в правоохранительных органах. Руководитель фракции Г. Зюганов в последнее время неоднократно поднимал эти вопросы не только в Думе, но и на встречах с президентом РФ Д. Медведевым. И сейчас коммунисты бьют во все колокола.

Что же мы предлагаем в техническом, так сказать, плане? Во-первых, создать при президенте РФ специальную группу по выработке концепции реформирования МВД РФ. Включить в её состав специалистов МВД, ученых-криминологов, депутатов Госдумы и членов Совета Федерации из числа профессионалов МВД РФ и МВД СССР, представителей администрации президента РФ и обозначить сжатые сроки разработки концепции.

В системе МВД, на наш взгляд, нужно выделить отдельное ведомство — милицию, поручив ей выполнять задачи борьбы с уголовной преступностью, с коррупцией, профилактическую работу, охрану общественного правопорядка. При этом использование работников милиции в политических целях должно быть запрещено. Такой подход позволил бы направить государственные средства тем, кто в них в первую очередь нуждается: сотрудникам уголовного розыска, патрульной службы, участковым инспекторам и другим службам, реально выполняющим задачи раскрытия преступлений, розыска и задержания преступников. Главное — не наделять милицию несвойственными ей функциями, не превращать её сотрудников в карателей.

Бесспорно, нужна планомерная, последовательная (но без кампанейщины), аккуратная и прозрачная кадровая чистка всех структур ведомства с применением современных проверенных методик профессионального отбора. Такие методики есть, например, в ФСБ, Министерстве обороны. Целесообразно привлекать в систему МВД ещё работоспособных представителей «старой гвардии». В этом особенно нуждаются служба по работе с личным составом и криминальная милиция.

Вопрос ассигнований на решение социальных проблем работников милиции, полагаю, вполне решаем. Депутаты фракции КПРФ считают, что ежемесячное денежное довольствие для действующих работников на первом году службы должно быть не ниже двукратной средней зарплаты по стране. Необходимо гарантировать обеспечение жильем в течение двух-трёх лет со дня поступления на службу, восстановить натуральные льготы. Пакет мер социальной защиты работников милиции и членов их семей, ветеранов службы должен быть закреплён в законе.

За прошлый год в России погибли от рук преступников около 500 работников органов внутренних дел. Семьи остались без кормильцев. На них необходимо распространить такой же уровень социальной поддержки, как и на семьи погибших сотрудников органов внутренних дел, принимавших участие в боевых действиях на Северном Кавказе.

Крайне важно восстановить право контроля деятельности МВД со стороны органов представительной власти. В своё время в законе «О советской милиции» такой контроль возлагался на Советы народных депутатов, и он был вполне эффективен. Тогда и начальник местного ОВД, и участковый инспектор милиции не только чувствовали заботу о себе, но и ощущали жесткие требования народа.